эффективность

Исследование конкурентов и для чего это нужно

Ксения Нецветаева
Менеджер по продуктам
Рассказываем о том, как важно понимать опыт конкурентов и использовать его в своих целях.
Конкурент — кто ты?
Для начала разберёмся, кто же такие конкуренты. Конкурент — это компания, продающая на рынке продукты, которые по характеристикам и функциям совпадают с нашим продуктом. Например, в Модульбанке мы первыми запустили бесплатную бухгалтерию, после чего этот функционал добавили у себя Тинькофф, Точка и Сбербанк — наши конкуренты.

Выделим также, какие бывают типы конкурентов:

  • Прямые — компании, деятельность которых во многом соответствуют деятельности компании. Если мы говорим о банках, то для Модульбанка это Тинькофф, Точка: активно развивающиеся финтех-компании. А если говорить о бухгалтерии в банке, это Эльба, Моё дело, Кнопка.
  • И непрямые:
    • Косвенные конкуренты — бренды или компании из другого ценового сегмента или производители альтернативных продуктов. Для бухгалтерии это может быть бухгалтер на аутсорсе или свой в штате.
    • Зарубежные компании — у них можно перенять оригинальные идеи, важно при этом учитывать национальные особенности наших клиентов.
Как исследовать конкурентов
Любое исследование начинается с составления плана действий. Исследование конкурентов — не исключение. Самое главное и важное — это определить цель исследования, что мы хотим получить по итогам нашего анализа. Например, мы разрабатывали мобильное приложение, которое позволяет в несколько кликов создать счёт, акт и накладную: это называется первичной бухгалтерской документацией. Изучая другие приложения, мы увидели, что у них все документы хранятся в одном сплошном списке, и непонятно, что с чем связано и как найти необходимые акт или накладную. Поэтому в своём приложении мы храним документы связанно, на основании счета, так как с него начинается весь процесс обмена бумажной документацией.

Во-вторых, важно определить список своих конкурентов, кто действительно является прямым конкурентом, а кто косвенным. Помочь в этом нам может простой поиск. А искать лучше:
  1. В запросах поисковиков. Просто вбиваем в строку поиска интересующий продукт и изучаем всё, что нашлось.
  2. В топе стора в магазинах мобильных приложений — это App Store и Google Play, если мы разрабатываем мобильное приложение.
  3. В рекомендациях в сторе — это действительно удобный способ поиска конкурентов, потому что похожие продукты используют в описании одни и те же ключевые слова.
  4. Из отзывов и опросов аудитории.
  5. Из открытых отчетов, например, Markswebb. Агентство Markswebb специализируется на исследованиях, аудите и консалтинге в области развития эффективных интернет-продуктов. Можно также посмотреть финансовые отчеты, которые некоторые компании публикуют в интернете.

В-третьих, обязательно изучить сайт и лендинг конкурентов (лендинг — это одностраничный сайт, который идеально подходит, чтобы донести четко обозначенную мысль до аудитории) конкурирующего продукта. Вместе с этим попробовать демо-версию продукта, если он есть. Это позволяет увидеть слабые места в дизайне и функциональных решениях.

Подписаться на рассылку — это четвертое. Обязательно выделить в неделю час-два на разбор этих писем. В потоке повседневных задач и забот легко забыть об этом инструменте и отнестись к подпискам, как к спаму.

Наконец, важно общаться и взаимодействовать со своим отделом продаж. Клиенты им рассказывают много полезных и важных замечаний. Важно помнить, что отзывы ваших пользователей — это ценный источник информации, на основании которого можно быстро составить образ клиента и понять то, что ему нужно, помочь ему в ведении бизнеса. Например, еще недавно все старались иметь своего бухгалтера или тётю Клаву на аутсорсе, а сейчас молодые компании и предприниматели доверяют своё дело интернет-бухгалтерии.
Почему важно знать своих конкурентов

Что же мы можем понять, проведя исследование конкурентов:

  1. Мы интересны покупателям, когда предлагаем то, чего нет у других. Это может быть набор необходимых функций, дополнительные услуги или даже цена. Если мы не будем знать конкурентов и их предложение, то можем совершить много ошибок. А клиенты будут это знать и выберут не нас.
  2. Самый бюджетный способ обучения — на чужих историях неудач. Поэтому конкуренты — это ценный источник знаний. Например, можно узнать, какие посты плохо воспринимает аудитория, и исключить их из своего маркетингового плана.
  3. Невозможно совершенствоваться, если не понимаешь текущее положение. Анализ конкурентов помогает узнать слабые и сильные стороны, а также место в нише. На основании этой информации можно смело определять цель, к которой мы стремимся.
  4. Изучая, что работает у конкурентов, можно внедрять это у себя. Главное — адаптировать, а не копировать. Это могут быть особо важные функции, например, сейчас мы работаем над функционалом сдачи отчетности, который уже есть в Эльбе, Тинькофф и Точке.
Инструменты, которые могут помочь
Newsflow

Бесплатное приложение для Windows для чтения RSS-подписок (RSS — файл в формате XML, в котором обычно находится лишь текстовая составляющая публикаций без оформления и предоставляет пользователю возможность подписаться на публикации сайта, полностью или частично). Newsflow обладает всеми необходимыми функциями, а также присылает уведомления каждый раз, когда есть обновления в ваших RSS-каналах. И ещё он на русском языке.
Feedly

По сей день является самым популярным RSS-клиентом. Это простой и удобный инструмент для получения новостей, который стал стандартом в мире RSS. Многие агрегаторы используют Feedly для импорта подписок. Добавление нужной подписки происходит по одной кнопке. Это удобно.
Советы напоследок
  1. В пределах разумного следить за новостями и проявлять бдительность.
  2. Использовать все возможные инструменты сбора идей.
  3. Подружиться с сотрудниками конкурентов, если это возможно.
  4. Ну и не слишком увлекаться исследованием конкурентов. :-)


Ксения Нецветаева
Менеджер по продуктам
Отвечает за развитие направления бухгалтерии в банке, мечтает автоматизировать все бухгалтерские процессы и дать возможность бизнесу заниматься только бизнесом и не думать о том, что такое бухгалтерия.
Читайте также